ЕС идёт к своему концу
Йохан Бекман, публицист (Финляндия): Главная проблема ЕС – это ультранационализм и крах идеологии мультикультурализма. В Финляндии говорят о возвращении в состав России. Почему? Это единственный способ бороться с НАТО и ЕС. Депутат от Партии истинных финнов предлагает создавать военный союз с Россией. Известный финский экономист предлагает присоединить финскую экономику к российской. Растёт торговля с Россией, растет влияние России. У нас можно платить в рублях. Количество смешанных семей растет. При этом растет безработица. Многие ждут краха евровалюты. Евроинтеграция это угроза национальной безопасности. Для Молдавии это коллапс экономического производства, нравственный коллапс. ЕС - это ответ Советскому союзу. Но он тоже идет к своему концу. Еще два года назад можно было сказать что Финляндия может присоединиться к НАТО, а сегодня уже всем понятно что Финляндия никогда не будет в составе НАТО».
Истерика Запада
Юрий Мунтян, депутат от ПКРМ: «С 2009 года ничего не произошло в смысле повышения конкурентоспособности молдавской экономики. Неизвестно, кто уполномочивал Лазэра вести переговоры о договоре с ЕС. Единственная выгода - увеличение дохода на 142 миллиона евро. Это половина того, что мы экономили бы в год на газе в случае вступления в ТС.
Нам 15 лет говорили, что мы не готовы, а в 2010 году еврокомиссия заставляет нас начинать переговоры о создании зоны свободной и всеобъемлющей торговли. Опросник, который должен готовиться в течении месяцев, заполняется за три дня. Семь раундов переговоров были проведены секретно. Чиновники отказываются предоставить проект парламенту. Почему они так ускорились? В 2010 году начал функционировать Таможенный союз, который вызвал истеричное беспокойство Запада.
Соглашения о зоне свободной торговли с Украиной и Молдовой нужны ЕС гораздо больше, чем этим двум государствам. Оно должно обеспечить доступ западного бизнеса на рынки СНГ. Европейская интеграция в форме заключения зоны свободной торговли Молдове не нужна».
Ничего позитивного
Леонид Слуцкий, депутат Госдумы РФ: «Евразийская интеграция включает в себя и европейскую интеграцию. Большие процессы на евразийском пространстве охватывают, в том числе, и Европу. Что получает Молдова? Вряд ли что-то позитивное. Сегодня Молдова должна выбрать для себя долгосрочный путь развития исходя из геополитических реалий. Понятно, что они будут парафированы и скорее всего, вступят в силу через год. И что же нам делать в такой ситуации? Думаю, нам надо больше работать с партнерами из Европы, надо показывать функциональную нишу евразийского проекта».
Молдова на Рубиконе
Дмитрий Рогозин, вице-премьер РФ: «Молдова стоит на Рубиконе. Точка невозврата довольно близка. Мы не собираемся участвовать с ЕС в мышиных бегах, призом в которых является Молдова. Некоторые думают, что после вильнюсского саммита Молдова будет намазана ровным слоем повидла. Молдова просто станет в очередь, которая, скорее всего, не будет двигаться. ЕС расширился слишком далеко, экономисты говорят о запредельных усилиях в выравнивании уровня государств, вступивших в ЕС. Речь идет скорее о морковке, которая будет всякий раз перед глазами, чтобы подталкивать идти в определенном геополитическом направлении. В каком направлении? Вам придется вступить в НАТО. Это приведет к тому, что Молдова должна будет участвовать в войнах.
На запад Молдавии нужно идти вместе с Россией, поднабравшись мышечной энергии. Мы говорим о том, что выбор должен базироваться на чистой экономической пользе для народа Молдовы и территориальной целостности. Не надо совершать резких движений, которые могут привести к обрыву территориальной целостности. Мы примем то решение, которые вы примете. И будем принимать решения из вашего решения. Не ошибайтесь.
Два мифа власти
Олег Рейдман, депутат от ПКРМ: «Существует два мифа, оба запущены в оборот и эксплуатируются властью. Первый миф – что ассоциация с ЕС есть залог и условие развития Молдовы. На самом деле – это могло бы быть только следствием развития. Второй миф – что евразийская интеграция – это восстановление Советского союза и возрождение имперских попыток России подчинить страны бывшего СССР. И то и другое – мифы, которые при ближайшем рассмотрении не имеют под собой ровным счетом никаких оснований.
Режим свободной торговли есть ни что иное, как попытка освоения этого пространства европейской экономикой, которая хромает сегодня на обе ноги. Даже соглашение об ассиметричной торговле не позволяло Молдове в полной мере выпихнуть свой потенциал на западный рынок.
По характеру принятия решений, по влиянию бюрократии, по отчуждению целых государств от собственного интереса, ЕС сегодня больше напоминает Советский Союз.
Нам необходима интеграция с теми, с кем мы можем, по крайней мере, говорить более-менее на равных. Я имею в виду всесоюзное разделение труда, которое сохранило свои элементы до сих пор. Стандарты остались общими. На Западе наш производитель сегодня заработать не может. Он может заработать на Востоке».
Задворки Европы
Пётр Шорников, историк: «Ориентация народов Молдовы восточная, и таковой была всегда. Западный выбор означает окончательную деиндустриализацию. То же самое переживает Болгария, Румыния. Наш главный экспортный товар – рабочая сила. Об этом мечтали 20 лет назад? Нас ждет изоляция от восточного пространства. 750 тысяч молдаван работают в России. Им это надо? В СССР Молдавия была витриной страны. Чем она стала после независимости? Крайними задворками Европы».
Все предпосылки созданы
Галина Шеларь, экономист: «Желание вступить и вступление – разные вещи. Штефан Фюле, выступая в Ирландии, сказал, что ЕС будет принимать только тех, кто будет полностью соответствовать. А для вступления в члены ТС стране необходимо будет выполнить все нормы и правила, которые действуют сегодня.
С точки зрения привлекательности нашей экономики, РМ находится на нижнем, седьмом уровне: риски неприемлемы для кредиторов и инвесторов. Для экономики Молдовы характерны низкая восприимчивость к еврозоне и высокая восприимчивость к России – таково мнение ЕБРР»